Навигация


 Публикации


 Вернуться к форуму

Аутизм. Помощь родителям   

Лечит ли АВА аутизм?

Admin | Опубликовано 30.07.20 19:50 | 727 Просмотров

(Глава из книги «Родительский взгляд на АВА»)


Поскольку АВА официально объявлено как единственно действующая методика лечения аутизма, то множество родителей и психологов верят в это и ожидают полного восстановления, включая автоматический когнитивный процесс и социализацию.


Откуда возник этот миф? Наверное, просто потому, что способность обучаться в обычной школе всегда связывалась с нормальным умственным и социальным развитием ребенка. При этом никогда не рассматривалось социальное развитие отдельно, а умственное отдельно. Сейчас уже большинство психологов и психиатров стали отличать детей с аутизмом от остальных детей с задержками развития.


Когда в 2 года и 6 месяцев мы проходили обследование у психолога для постановки диагноза моей внучке, то психолог сказала, глядя на нее: «Мы ничего не можем предсказать, ибо дауны или другие диагнозы, имеющие умственную отсталость, достигают своего потолка развития и все, а тут, при диагнозе аутизм, может быть неожиданный прорыв в развитии. Аутизм очень неоднозначный диагноз. Это может быть совсем плохо, а иногда… Вот вы же даете ей витамины…»


К сожалению, в России многие психиатры и психологи продолжают находиться в плену представлений сорокалетней давности о том, что аутист – это тот, кто сидит в углу, раскачивается, воет и ни на что не реагирует, хотя на сегодняшний день диагностика болезни и знания об этой группе больных значительно расширились. Аутизм оказался многоликим, и, как мы видели ранее, аутисты могут быть весьма одаренными людьми. Эти люди научились всему сами, без каких-либо АВА-методик, но таких единицы. Остальные определялись как умственно отсталые, и только после того, как Ловаас доказал, что обучение аутичных детей должно идти по методикам АВА и их IQ достигнет нормы, то все бросились применять АВА, чтобы достичь нормы. Но ведь Ловаас говорит только об изменении в интеллектуальном развитии, а аутисты останутся все равно аутистами со всеми их проблемами, и, следовательно, говорить о лечении аутизма с помощью АВА неправомочно. Тренировки дают возможность корректировать поведение и помогают начать процесс обучения, поскольку классические методы школьного обучения не работают для аутичных детей. Но, как мы видели, общество все равно отторгает этих людей во взрослом состоянии, и они нуждаются в особых условиях, которые позволили бы им полноценно функционировать в социуме. Современная рабочая и социальная модель способна принять либо странных гениев, либо нормальных индивидов, а нужен новый подход к созданию рабочих мест для людей с ограниченными социальными возможностями, и нужен штат людей, который бы помогал им функционировать в коллективе.


Эти социально-психологические проблемы общество еще будет вынуждено решать, но в рамках моей книги мы не будем это обсуждать.


Итак, система АВА не лечит аутизм у высоко функционирующей группы аутистов, которая и ставится как пример того, что можно достичь с помощью АВА. Но Ловаас не рассказал о том, что АВА еще более необходимо тем людям, которые интеллектуальных высот никогда не достигнут, для которых вопрос о школе не стоит и которые не только не в состоянии овладеть науками или работать, но даже не в состоянии овладеть речью.


Тут уже не приходится говорить о сложности человеческого общения, которое натренировать невозможно, а надо говорить о речи как самом важном компоненте общения и передачи информации. Ведь именно речь, устная и письменная, позволила быть людям разными и договариваться между собой. Благодаря развитию речи и языка пишутся книги, созданы культура, история, образование, правительства, Европейский союз и ООН, Всемирный банк, города, автомобили и ракеты для полетов в космос…


А теперь давайте задумаемся, так ли важно это все, если невозможно высказать свои самые примитивные потребности. Как жить в этом случае? Встанет ли тогда вопрос о школе, колледже, университете или рабочем месте?


Рассмотрим, что же дает человеку речь и какие потребности индивида она удовлетворяет.

Возможность привлечь внимание к своему физическому недомоганию может спасти жизнь. А возможность внятно попросить жареной картошки, холодной воды или отлучиться в туалет создает комфорт пребывания в этом мире.


Только общаясь с другими, ты можешь понять кто ты.

Это включает в себя все понятия: дружбы, любви, релаксации, контроля, просто присутствия людей вокруг и ощущения защищенности в их обществе.

Каждый день надо готовить еду, ходить в магазин, выбирать и спрашивать, просто выразить желание, как тебя подстричь и что ты хочешь надеть.

Если вашему ребенку более трех лет, и он не говорит и не пытается никакими знаками привлечь ваше внимание, или его речь отвлеченная, и он не пользуется ею для вербальной коммуникации, тот тут налицо тяжелые аутичные отклонения. Под вербальной коммуникацией понимается не только разговорная речь, но и способность ребенком произносить слова или звуки. Но и в этом состоянии вашего ребенка никто не знает, какой потенциал он имеет, а самое ужасное, что никто не представляет себе, как тяжело ему быть в этом состоянии.


Никакие занятия с логопедом или дефектологом, незнакомым с азами АВА, не принесут такому ребенку пользы или скачка в социальном развитии, поскольку методики обучения направлены на умственно отсталых, а не  на аутичных детей. Многие мамы писали мне, что посещение развивающих центров, логопедов или дефектологов не давало даже намека на прогресс, а по методике дистанционного АВА их ребенок смог научиться многим простым и нужным повседневным вещам.


Таким образом, мы подходим к пониманию, что АВА – это система обучения, которая дает возможность коммуникации всем группам нуждающихся согласно их потребностям. Получается, что помощь в социализации необходима всем, но на разном уровне. При этом остается только подтвердить, что сегодня АВА – единственная методика, которая способна помочь развитию разного уровня коммуникации у всех групп больных, объединяемых диагнозом ASD.

Об авторе